Лицензия Creative Commons

Все статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.

DOI: 10.31862/2500-2961-2020-10-4-482-509

Психофизиологические аспекты поддержания оптимального уровня внимания водителей при частично автоматизированном вождении автомобиля

Вождение автомобиля – сложная задача, требующая от водителя высокого уровня бдительности, концентрации и хорошей реакции. В развитых странах за руль регулярно садится большое количество людей, и число жертв автомобильных аварий достигает 1,35 млн в год. В 90% случаев причиной аварии становится человеческий фактор: засыпание за рулем, отвлечение водителя от дороги, агрессивное вождение. С этим связан тренд частичной автоматизации транспортных средств, в частности, автомобилей. «Умные» системы управления, способные контролировать положение относительно центра полосы, скоростной режим, освобождают водителя от необходимости ежесекундно следить за дорогой, облегчая вождение, однако тем самым приводят к рассеянию внимания, нарастанию скуки и сонливости. При дальнейшем распространении частично автоматизированных автомобилей доля связанных с отвлечениями и засыпанием дорожно-транспортных происшествий будет расти. В работе рассмотрены следующие методики поддержания внимания к задаче и борьбы с сонливостью при выполнении монотонной операторской деятельности: воздействие коротковолнового (голубого) света, снижение температуры окружающей среды, запаховая стимуляция, аудиостимуляция, вибростимуляция. По результатам обзора наиболее перспективными оказались: голубой свет (применение ограничено ночным временем суток), снижение температуры, запаховая стимуляция эфирным маслом мяты перечной, вибростимуляция. Аудиостимуляция не может широко применяться в ситуации вождения, поскольку большинство водителей в дороге слушает музыку. Пробуждающие эффекты всех перечисленных техник, кроме фоново предъявляемого голубого света, непродолжительны и составляют порядка 5–10 минут.

Ключевые слова: , , , ,

Главный редактор

Марина Викторовна Костина