Произведен анализ «шума» как средства конкурентной борьбы во взаимодействиях, основанный на идее коммуникации (внутривидовой) как наиболее специализированной формы конкуренции за социальный ресурс. Там есть знаки-посредники и информационный обмен; соответственно, побеждает не тот, кто сильнее/удачнее «бьет» оппонента или иначе воздействует на него, но кто адекватней перестраивает модель поведения на основании сигнальной информации и лучше прогнозирует, как противостоять партнеру на следующем шаге процесса.
При переносе идеи коммуникации как конкурентного общения, опосредованного информационным обменом, в область собственно конкурентных взаимодействий видов оказывается, что и там есть точно такие же посредники в виде специализированных кормовых методов и/или стратегий эксплуатации территорий, развертывание которых «учитывает информацию» от структуры местообитания, ориентируется на сигнальные особенности последнего и пр. То есть даже обычная эксплуатационная конкуренция может быть в какой-то степени информационным взаимодействием. Закономерно в нем выигрывает вид, чья популяция лучше поддержит устойчивость отношений в присутствии возмущений, связанных с «выеданием» части ресурсов конкурентами из других видов, перемещающимися по тому же самому «кружеву» местообитаний. Часто они потребляют ресурс менее эффективно, чем данный вид, т.к. менее специализированы, но создают дезориентирующий его «шум». Предсказуемое выедание ресурса на территориях вида-специалиста образует сигнальное поле, облегчающее каждой его особи «построение» тактики сбора корма «на завтра», а непредсказуемое выедание близким видом-генералистом «сбивает с толку»
Ключевые слова: конкуренция, орнитология, охрана природы, разделение ниш, социальная организация, териология, урбанизированные популяции птиц, фрагментация местообитаний, эволюционная экология, эволюция сообществ, экология города, этология