Цель исследования – cравнение эффективности вождения в ручном и полуавтоматическом режимах управления и поиск психофизиологических предикторов потенциально опасных состояний, которые могут быть использованы перед поездкой или в реальном времени. В экспериментах принимали участие 32 испытуемых в возрасте 18–22 года с частичной депривацией сна (в среднем 5,8 часов сна в ночь перед экспериментом). Каждый испытуемый участвовал в двух экспериментальных сессиях: с ручным и частично автоматизированным сценариями управления компьютерным симулятором вождения автомобиля. Периодически от него требовалось реагировать на два типа стимулов: постепенно изменяющийся, появляющийся неожиданно и требующий маневрирования. Регистрировалась данные симулятора вождения автомобиля и ЭЭГ по стандартной системе 10–20 с частотой дискретизации 500 Гц. На мониторе в комнате испытуемого была закреплена трехмерная видеокамера, отслеживающая положение головы и изменения мимики испытуемого на протяжении эксперимента. Испытуемый проходил опросники на сонливость и общее самочувствие, также перед экспериментом тестировалось время реакции. При ручном и полуавтоматическом управлении было пропущено 1,2 и 4,3% всех стимулов соответственно. Время реакции на постепенно изменяющийся стимул составило 4,29 ± 0,09 и 3,19 ± 0,12 с при ручном и полуавтоматическом режиме управления соответственно. В сессиях с полуавтоматическим управлением 21% пропусков случились на фоне нормальной (выявлена при сравнении с началом эксперимента) продолжительности морганий, в то время как 75% пропусков предшествовали удлиненные моргания (длительность более 900 мс). Значительную корреляцию (40–50%, p < 0,01) со средними временами реакции в каждой сессии показали результаты теста на простое время реакции, пройденного перед экспериментом. Полученные результаты свидетельствуют об увеличении рисков засыпания и отвлечения водителей при управлении частично автоматизированными транспортными средствами по сравнению с ручными даже на фоне умеренной депривации сна, из чего следует необходимость контроля состояния водителя во время поездки.
Ключевые слова: айтрекинг, депривация сна, моргания, частично автоматизированное вождениеВсе статьи журнала доступны по лицензии Creative Commons с указанием авторства 4.0 Всемирная.